Кто собьет астероид-убийцу? (19.10.2012)

Из интервью Президента Ракетно-космической корпорации "Энергия" Виталия Александровича Лопот «Российской газете»:

- Ракетно-космическая корпорация "Энергия" по сути - родоначальник всей практической космонавтики. До 1966 года это была не корпорация, а ОКБ-1. Потом было несколько эволюций наших названий. Сегодня мы - Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени Сергея Павловича Королева.

- В 2009 году на Московском авиационно-космическом салоне мы представили идеологию амбициозного освоения космоса человечеством с учетом тех технических достижений, которые на сегодня возможны. Мы тогда рассказали о ней, объяснили ее суть Владимиру Владимировичу Путину. Была очень большая заинтересованность. К нам в то же время обратилась "Локхид Мартин" - ведущая космическая компания в США. Обратился и "ЕДС Астриум" - европейский концерн, который занимается космосом. И японская космическая компания "Мицубиси Хэви Индастриз". Впоследствии к нам еще присоединился "Боинг", США. Мы разработали концепцию программы возможного освоения космоса человечеством на ближайшие десятки лет. Мы уже заключили соглашение о совместном дизайн-бюро, объединяем ресурсы, нацеливаемся на реализацию этой концепции в течение ближайших 30-40 лет.

- Когда аппарат с первой космической скоростью возвращается в атмосферу нашей планеты, его поверхность разогревается до температуры 2700 градусов Цельсия. Это примерно на 400 градусов выше температуры кипения железа!

Поэтому особое внимание уделяется теплозащитному покрытию возвращаемого аппарата, которое должно выдержать подобные температуры. Когда возвращаемый аппарат будет лететь со второй космической скоростью, он разогреется в атмосфере до температуры уже более 3000 градусов. И вот здесь мы вместе с нашими коллегами, с Академией наук, с нашей кооперацией, учеными, в том числе из вузов, разработали и испытали целый ряд интересных покрытий. Кроме этого, система жизнеобеспечения, система управления и навигации нового корабля, постепенно, эволюционно отрабатывается на нынешних поколениях российских пилотируемых и грузовых кораблей.

- Корабля "Дракон" в полной конфигурации для пилотируемых полетов еще нет! Он отрабатывается, и успешно начаты летные испытания. Американская фирма SpaceX пока только создает этот корабль. Они упростили очень многие технологические процессы, пользуются предшествующим опытом других разработчиков. Мы не можем себе позволить уменьшить объем экспериментальной отработки до запуска наших пилотируемых космических аппаратов. У нас в пилотируемой тематике есть несколько незыблемых, обязательных принципов, которым мы всегда следуем. Вот они: при одном отказе, (причем любом) безусловно, выполнить поставленную задачу. При двух отказах обеспечить безопасный полет и возвращение (спасение) экипажа. На стадии экспериментальной отработки всегда нащупываются те недоработки, несовершенства деталей, узлов, агрегатов, которые мы исправляем. Вот пример: в процессе отработки космических кораблей обнаруживается от нескольких сот до тысяч замечаний! В нашем корабле "Союз" при небольшом его объеме и массе 7,5 тонны около 650 тысяч децимальных сборочных единиц. У наших американских коллег из SpaceX значительно уменьшен объем экспериментальной отработки. И риск очень большой. Но они пошли на этот риск. Посмотрим, как будут развиваться работы этой компании. И мы в целом сделаем соответствующие выводы и будем наращивать темпы создания российского корабля нового поколения.

- "Морской старт" - это уникальный проект, предоставляющий пусковые услуги с морской платформы. Осуществляем мы их из экваториального района. Идея была рождена "Энергией" в 1991-1992 годах. Реализован проект был в 1999 году, когда был осуществлен первый запуск. С "Морского старта" выполняются запуски космических аппаратов с использованием ракеты-носителя (РН) "Зенит-3SL" с нашим разгонным блоком ДМ- SL. Эта РН фактически является частью технологии ракетно-космического комплекса "Энергия-Буран". Проще говоря, ее основная, модульная часть использовалась в составе РН "Энергия". В РН типа "Зенит", сборка которого осуществляется на украинском "Южмаше", используется около 90 процентов российских комплектующих. При изготовлении "Зенита" заняты десятки тысяч работников российской промышленности.

"Морской старт" - это реализация одного из лучших конкурентных преимуществ ракетно-космической техники России на сегодняшний день. Только "Морской старт" использует двигатели с тягой до 800 тонн. Это двигатели РД-171 производства "Энергомаш". Мы их называем "царь-двигатели". Именно эти двигатели в ближайшие десятилетия могут определить конкурентоспособность наших РН. Аналогичными двигателями не обладает ни одна страна. Чтобы не потерять технологии, их необходимо изготавливать не менее 6-8 штук в год. Для нас "Морской старт" - основной заказчик таких двигателей и перспектива создания РН сверхтяжелого класса. Это единственная возможность сохранения российских технологий мощного ракетного двигателестроения и реализации программ освоения дальнего космоса.

Если бы компания "Морской старт" обанкротилась, прекратила свою деятельность, то все конкуренты в ракетостроении и двигателестроении были бы счастливы, что с рынка исчезла перспектива для нашей страны. Например, РН с грузоподъемностью 65-75 тонн для освоения дальнего космоса может быть сделана на двигателях класса РД-171 за 3-5 лет.

- На сегодня рассматриваются два сценария освоения космоса, которые поддержаны национальными космическими агентствами. Конечная цель обоих сценариев - Марс. Дальше Марса с сегодняшней энергетикой пилотируемая космонавтика пока не заглядывает. На первом этапе в первом сценарии - Луна без посадки на неё (с освоением окололунных орбит и отработкой технологии эффективного движения) и затем - астероиды.

На первом этапе другого сценария - астероиды, а потом Луна. То есть рассматриваем сценарии: "Земля - Луна - астероиды - Марс", "Земля - астероиды - Луна - Марс". Но все-таки сценарий отработки технологии эффективного движения у Луны более привлекателен, потому что это позволит отработать более тщательно технику и системы околопланетной и напланетной космической деятельности. Кроме знаменитого Апофиса, есть еще два крупных астероида, траектории которых пересекаются с орбитой Земли и с которыми в ближайшие несколько десятков лет по расчетам ученых есть, хоть и крайне малая, вероятность столкновения.

Что в этом случае может произойти с Землей, объяснять нет необходимости: катастрофа глобального масштаба! Чтобы ее предотвратить, нужны ракеты-носители грузоподъемностью порядка 70 тонн, чтобы вынести на траекторию перехвата соответствующий космический аппарат, который будет обладать необходимыми средствами и энергетическими запасами, способными изменить траекторию движения астероида. Можно предположить, что будут использованы космические буксиры с ядерной либо солнечной энергоустановкой, которые смогут с помощью электрореактивных двигателей доставить к астероиду соответствующие средства и энергетику, способную изменить его орбиту. Скорее всего, это будет термоядерный заряд.

Источник:РКК "Энергия"

Другие новости

Американская компания Proterra произвела экологически чистый автобус с использованием композитов

25.09.2015

Компания Proterra недавно заявила, что их 12 метровый электроавтобус Catalyst XR с нулевым выхлопом проехал 258 миль (413 км) на одной зарядке во время испытаний компании Michelin, проведённых на полигоне LPG (Laurens Proving Grounds) в Лоренсе (Канзас).

21 июля 2015 OOO «Научно-технический центр «Эльбрус» оформил авторское право на создание уникального способа получения сополимеров.

25.09.2015

Патент на изобретение зарегистрирован в Государственном реестре изобретений Российской Федерации. Речь идет о получении сополимеров акрилонитрила, которые широко используются в производстве углеродного волокна.

2 сентября 2015 года Научно-технический центр «Эльбрус» прошел процедуру добровольной ресертификации «Евро Стандарт Регистр» и подтвердил соответствие требованиям международного стандарта ГОСТ ISO 9001-2011

25.09.2015

Сегодня системный подход к менеджменту является необходимым условием постоянного процесса совершенствования производства, устойчивого развития компании и повышения ее конкурентоспособности.

Все права защищены 2013 © Эльбрус

Адрес: г. Москва, ул. Барклая д.6, стр.5
+7 (495) 269-12-92 / carboneo@carboneo.ru

Карта проезда